Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

О ВОСПИТАНИИ

С 1 сентября 2023 года все детские сады начнут работать по-новому.


На смену устаревшим за 10 лет образовательным стандартам придет новая программа. Теперь дошколят будем не только развивать и обучать, но и формировать важные духовные ценности, гражданскую активность и патриотизм.


Расскажу, что представляет собой новая программа и какие ценности, согласно ей, будут прививать детям.

Теперь работа в дошкольных учреждениях строится на принципах и ориентирах, которые учитывают систему ценностей российского народа и соответствуют возрасту детей. Перечислю направления воспитания, которые предусматривает ФОП ДО.

Физическое и оздоровительное направление воспитания

Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности: Родина и природа.

Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает:

формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);

формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Целевые ориентиры физического и оздоровительного направления воспитания по возрастам:

К 3 годам : проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Патриотическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Трудовое направление воспитания

Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Ценность: труд.

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям.

Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Целевые ориентиры трудового направления воспитания по возрастам:

К 3 годам :

Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке.

Стремящийся помогать старшим в доступных трудовых действиях.

Стремящийся к результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и др.).

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности.

Проявляющий трудолюбие при выполнении поручений и в самостоятельной деятельности.

Трудовое направление воспитания соотносится с образовательной областью ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие».


Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми.


Ценности: семья, дружба, человек, сотрудничество.


В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.

Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении.

Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство — уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения.

Целевые ориентиры социального направления воспитания по возрастам:

К 3 годам :

Испытывающий чувство удовольствия в случае одобрения и чувство огорчения в случае неодобрения со стороны взрослых.

Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с ними.

Проявляющий позицию «Я сам!».

Способный к самостоятельным (свободным) активным действиям в общении.

Доброжелательный в общении с другими людьми.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и уважающий различия между людьми.

Владеющий основами речевой культуры.

Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел.

Социальное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».


Патриотическое воспитание

Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны.

Ценности: Родина и природа.

Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Работа по патриотическому воспитанию предполагает:

формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере);

формирование «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины);

формирование «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего города, района, края, Отчизны в целом).

Целевые ориентиры патриотического направления воспитания по возрастам:

К 3 годам : проявляющий привязанность к близким людям, бережное отношение к живому.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любящий свою малую родину и имеющий представление o своей стране - России, испытывающий чувство привязанности к родному дому, семье, близким людям.

Патриотическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Духовно-нравственное направление воспитания

Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности: жизнь, милосердие, добро.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

Целевые ориентиры духовно-нравственного направления воспитания по возрастам::

К 3 годам :

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий сочувствие, доброту.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.

Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;

Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.


Духовно-нравственное направление воспитания соотносится с образовательной областью Цель духовно-нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению.

Ценности: жизнь, милосердие, добро.

Духовно-нравственное воспитание – это процесс целенаправленного развития ценностно-смысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах.

Целевые ориентиры духовно-нравственного направления воспитания по возрастам::

К 3 годам :

Способный понять и принять, что такое «хорошо» и «плохо».

Проявляющий сочувствие, доброту.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

Различающий основные проявления добра и зла, принимающий и уважающий традиционные ценности, ценности семьи и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку.

Способный не оставаться равнодушным к чужому горю, проявлять заботу;

Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора.

Духовно-нравственное направление воспитания соотносится с образовательной областью ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие».



Эстетическое воспитание

Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте.

Ценности: культура, красота.

Эстетическое воспитание ‒ воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить.

Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса.


Целевые ориентиры эстетического направления воспитания по возрастам:
К 3 годам :

  • Проявляющий эмоциональную отзывчивость на красоту в окружающем мире и искусстве.
  • Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно-оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и др.).


На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет):

  • Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве.
  • Стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.



Эстетическое направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».



Познавательное направление воспитания

Цель познавательного направления воспитания - формирование ценности познания.

Ценности: человек, семья, дружба, сотрудничество, познание.

В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка.

Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека.

Целевые ориентиры познавательного направления воспитания по возрастам:

К 3 годам: проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности.

На этапе завершения освоения программы дошкольного образования (6-7 лет): любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность в самовыражении, в том числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу в познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в самообслуживании. Обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей.

Познавательное направление воспитания соотносится с образовательными областями ФГОС ДО «Познавательное развитие».